Здоровый образ жизни дошкольников. Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. По данным Министерства здравоохранения всего 13% детей 6–7-летнего возраста могут считаться здоровыми, и одна из существенных причин сложившейся ситуации – отсутствие у детей ценностного отношения к собственному здоровью. Особая роль в решении этой задачи отводится системе образования, организации взаимодействия межведомственных учреждений города по организации оздоровительной работы.
Много внимания уделяется физическому воспитанию, системе физкультурно-оздоровительной работы, комплексному подходу, включающему различные компоненты здорового образа жизни.
Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые годы жизни ребенка, в годы дошкольного детства. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать развитие ребенка с самого раннего возраста
Система воспитательно-оздоровительной работы в детских садах города включает различные компоненты здорового образа жизни:
- Определение исходных показателей состояния здоровья и психологического развития детей.
Работа в тесном сотрудничестве со специалистами детской поликлиники, физкультурного диспансера, ПМСЦ, проводится диспансеризация дошкольников, мониторинг состояния здоровья специалистами ГЦСЭС. Внедряется компьютерная программа физического паспорта на каждого ребенка в детском саду.
- Рациональная организация двигательной активности, создание оптимальных условий.
Используются разнообразные формы работы с детьми (утренняя закаливающая гимнастика, Дни здоровья совместно с родителями, гимнастика после сна, досуги и праздники).
Создана современная предметно-развивающая среда, оборудованы физкультурные площадки на территории детских садов, спортивные уголки. Подбор мебели осуществляется в соответствии с санитарными нормами и правилами. Соблюдаются тепловой и световой режимы.
- Система эффективного закаливания.
Рассматривается как система оздоровительно-профилактических воздействий:
- Элементы закаливания в повседневной жизни (специальные закаливающие процедуры – полоскание рта, ножные ванны, проветривание).
- Лечебно-оздоровительные мероприятия – физиотерапия (приобретены аппараты квантовой терапии “Рикта”), фитотерапия, кислородный коктейль, коррегирующие упражнения, самомассаж, дыхательная гимнастика. Проводится профилактика ОРЗ. Работают квалифицированные специалисты – медики и педагоги.
- Комплекс психогигиенических и психопрофилактических средств и методов.
Создание условий для увлекательной деятельности детей, преобладание у детей чувства жизнерадостности, веры в себя, эмоционального комфорта, культуры здорового образа жизни. Введены занятия ритмикой, эмоционально-стимулирующая гимнастика, элементы релаксации.
- Обеспечение рационального питания.
В детских садах осуществляется четырехразовое полноценное сбалансированное питание, витаминизация блюд.
- Формирование знаний об общепринятых нормах поведения.
Ребенок в любом возрасте может попасть в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться.
Здоровый образ жизни дошкольников. Педагоги детских садов считают, что ребенку надо дать необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения, научить адекватно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения на улице, в транспорте, на прогулке, дома, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность. При этом важно научить ребенка объяснить собственное поведение.
Решение задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.
Безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, умение применить на практике в реальной жизни полученные знания и навыки.
Большое значение имеет положительный пример в поведении взрослых. Это учитывают в работе сами педагоги и используют в работе с родителями – совместная деятельность, стимулирование активного участия в жизни детского сада, организация различных мероприятий, ознакомление родителей с результатами обучения. Работа с родителями носит профилактическую направленность.
Проблема сохранения и укрепления здоровья своих детей касается не только семьи, но и учителей. Действительно, если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы сами будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут в большей степени здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. И я, как будущий учитель начальных классов, решила подробнее разобраться в этой проблеме.
Здоровый образ жизни дошкольников. Привычка к здоровому образу жизни может стать тем условием, которое позволит расти и правильно развиваться каждому ребенку. Меняются времена, программы и методики, но формирование привычки к здоровому образу жизни остается лучшей традицией и главным условием воспитания дошкольников.
В нашем дошкольном учреждении работа по сохранению и укреплению здоровья детей ведётся планомерно в нескольких направлениях. Мы готовы поделиться своим опытом и рассказать об основных, и, на наш взгляд, наиболее важных из них.
Итак, первое направление — контроль физического воспитания и проведение закаливающих процедур. Для решения основной задачи физического воспитания детей дошкольного возраста в детском саду есть все возможности: отдельный спортивный зал, музыкальный зал, бассейн и кабинет стопотерапии. Но главным фактором правильно выстроенной работы всё-таки является фактор человеческий.
Здоровый образ жизни дошкольников. Занятия физкультурой, хореографией, посещение бассейна начинаются с младшей группы и чередуются на протяжении всей недели, в каждой возрастной группе. В старших группах круглогодично на улице проводится утренняя зарядка. В течение года проводятся спортивные праздники, развлечения: Дни Здоровья, Дни Нептуна, «Семейные старты». Причем все эти мероприятия организовываются и проводятся совместно с родителями воспитанников. Врачебный контроль проводится ежемесячно в каждой возрастной группе в течение всего учебного года. Два раза в год проводится обследование детей на физическую подготовленность и выносливость. Также с младшей группы, начиная после периода адаптации, проводятся закаливающие мероприятия. При этом, естественно, учитывается группа закаливания и, обязательно, мнение родителей.
Другое важное направление — лечебно-оздоровительная работа. Для всех детей здесь обязательны чередующиеся курсы витаминных препаратов, и также чередующиеся курсами фитосборы. Среди последних наиболее важны витаминные, противоаллергические, иммунно-стимулирующие, обменные. Все воспитанники получают облечивание аппаратом «Биоптрон». Два раза в год — аппаратный массаж стоп, прием курса препаратов «Эуфлорин», «Настойка элеутерококка» и «Экстракт корня солодки». Летом – световоздушные и солнечные ванны, «босоножие». В любое время года — прогулки, сон с доступом свежего воздуха.
Здоровый образ жизни дошкольников. Организация питания детей – еще один приоритет в работе врача-педиатра. Полноценное и сбалансированное питание особенно важно в детском возрасте. Только разнообразная пища обеспечивает организм ребенка необходимыми веществами для его роста и развития. Разумно организованное питание в детском саду позволяет сформировать правильное пищевое поведение и вкусовые привычки не только самого ребенка, но и родителей.
Таким образом, целенаправленная работа врача-педиатра в детском саду дает ценную возможность сотрудничества с семьей воспитанников по вопросам укрепленияи сохранения здоровья, позволяет сформировать у детей привычку к здоровому образу жизни.